Откатные ворота популярны благодаря удобству эксплуатации и возможности совершенствования, которая чаще всего реализуется в установке автоматики. Ее использование позволяет открывать ворота при нажатии кнопки на пульте. При этом водителю не нужно выходить из машины и находиться под дождем, снегом или в прочих малоприятных условиях. И это не единственное преимущество – собрать и установить устройство можно за пару дней.
Какой двигатель использовать для ворот?
В основе автоматики лежит асинхронный электрический двигатель, а привод может быть представлен звездочкой и цепью или прижимным роликом. Если установка предусматривает подключение к трехфазной электросети, то используют мотор с соединением по схеме «звезда», для однофазной сети предусматривают конденсаторный двигатель. В первом случае обеспечивается высокая мощность, безотказность запуска, во втором варианте возможно снижение мощности во время начала движения створки.
Привод должен иметь мощность порядка 1,2-2,5 кВт, его выбирают на основании веса полотна. Его частота вращения должна быть минимальной – 500-1000 об./мин. Это позволит снизить нагрузку на ведущий вал. К нему присоединяют приводное колесо с частотой вращения 80-100 об./мин., что соответствует выходному крутящему моменту редуктора, а входное значение должно соответствовать частоте вращения мотора.
На практике можно использовать двигатель от стиральной машины, а вместо редуктора установить ременную передачу. В качестве натяжного устройства используется ролик-натяжитель ремня ГРМ. Однако их использование требует определенных профессиональных навыков и умения собирать схему с соблюдением передаточного числа.
Сборка привода с реечной передачей и прижимным роликом
Устройство с реечной передачей предусматривает трансляцию тяги с помощью цепи. К валу редуктора приваривают звезду от мотоцикла или велосипеда. Цепь Галля подбирают на основании шага звеньев, ее натягивают горизонтально по полотну ворот, закрепляют на краях. При вращении звездочки происходит передача тягового усилия на цепной механизм и движение ворот.
Раму варят из уголка и бетонируют в земле, к ней крепят мотор с редуктором с помощью самоконтрящейся гайки. Дополнительная приводная балка устанавливается на створке ворот на высоте 600-1000 мм от земли. Это не позволяет накапливаться снегу и загрязняться ременной передаче. К ней крепится цепь или зубчатая рейка с боковым кожухом из резины или пластика. Края фиксируются на полотне ворот с помощью сварки.
Второй вариант конструкции предусматривает использование прижимного ролика с покрытием из эластичного каучука без протектора, который прижимается к рельсу. Прижимная сила задается пружиной сжатия, которая расположена на шпильке толкателя и закреплена самоконтрящейся гайкой с шайбой. С другой стороны полотна неподвижно крепятся два ответных ролика, отвечающие за компенсацию прижимного усилия.
Ролики с металлическим основанием можно использовать от промышленных тележек, если они имеют закрытые подшипники и выдерживают вес 300-360 кг. Пружины должны создавать усилие 3,5-4 кН, не превышающее несущую способность роликов. Передача вращения на ролик осуществляется через клиноременную передачу, ведомый шкив крепится к металлическому основанию колеса. Можно использовать шестеренки при возможности качественного крепления, установить ролик на валу редуктора, но убрать из него подшипники. После этого подключают мотор и пусковую аппаратуру.
Наличие нескольких вариантов исполнения позволит в каждом конкретном случае найти оптимальное решение.